Поддержите наш проект

Учительские зарплаты уперлись в баллы


Рубрика: Образование
25 апреля 2016 09:49

Баллы за дополнительную нагрузку для учителей – легендарная система, «воспетая» во множестве дискуссий и споров, в массе обращений на имя глав районов и областей, где учителя просят избавить их от тягот, связанных с ней. Всем хорошо известно, что система слишком зависит от прихотей школьного начальства и не совершенна во многих других моментах.

Систему баллов очень часто критикуют. С виду, она вполне логично поставлена в зависимость от загрузки учителя, но на деле часто несбалансированна и пестрит несоответствиями с реальным положением вещей в школах. С одной стороны, абсолютно логично и нормально – хочешь иметь хорошую зарплату, превышающую 10 тысяч – трудись больше. Но что на деле? А на деле учителям, для достижения уровня скажем 25 тысяч, приходится вести от 5 до 8 уроков в день, и далеко не все могут себе позволить эту нагрузку взять.

Министру Ливанову не раз эти вопросы задавали, и он отвечал, к нему вопросов быть не может, поскольку от Москвы исходила только идея, а уж как ее воплощают на местах – это уже вопросы к самим школам, которые разрабатывают на ее основе свою систему стимулирующих выплат.

«Мы ставим задачу перед регионами, чтобы часть зарплаты, которая связана с окладом, была не менее 70%. Чтобы не было так, что оклад очень маленький, а основную часть люди получают в качестве различных премиальных выплат. Это ставит их в серьезную зависимость от администрации: в один месяц премии могут быть, а в другой — нет»

Слова министра теоретически правильны, звучат четко в соответствии с сутью и не расходятся с логикой. Но, это как раз тот случай, когда все кроется в деталях.

Издание Газета.ru провело анонимный опрос учителей, и опрошенные учителя говорят о сокращении повышающих коэффициентов (за классное руководство, за проверку тетрадей, за руководство методобъединением, за работу в комиссии ЕГЭ, за заведование кабинетом и пр;

Подтверждается информация словами участника протеста сопредседателя профсоюза «Университетская солидарность» Павла Кудюкина, которые передает издание Красный путь. Он утверждает, что в одних школах в «вилке» повышающих коэффициентов выбирают меньшие значения, в других – срезают премии. Все делается в целях экономии.


Недостатки системы, проистекающие из самой ее сути:

- учителя, преподающие в больших школах, часто имеют больше уроков только за счет нескольких параллелей, а в небольших школах для большего количества объема преподавания, влияющего на зарплату, учитель вынужден преподавать разным классам, следовательно, несет большую нагрузку, готовясь к каждому классу по-разному:

- несправедливостью балльной системы считают и уравниловку при преподавании в младших классах и в старших, в частности, в выпускных, где уровень знаний, которые учитель должен вбить в голову учащимся, несопоставим:

- высокий объемы отчетности учителей, которые тратят немало времени на ее составление, соответственно, не получая за это ничего;

- стимулирующие выплаты (напрямую зависит от администрации школы);

Система начисления заработной платы учителям, очевидно, вредит самой системе образования. Логика очень простая. Если для школы важно количество учащихся, поскольку зарплаты зависят от «ученика-часов», количество баллов для различных стимулирующих выплат, борьба за количество баллов будет превалировать над качеством. Структура фонда оплаты труда, зависящая от решения властей регионов, при которой имеет место практически равное соотношение гарантированных выплат, и варьируемых выплат в зависимости от показателей, которые являются предметом договоренностей на уровне школы, вносит большую путаницу и дают администрации школы слишком большую власть над зарплатами учителей.

  • © 2012 E-mail.ru Все авторские права защищены