Поддержите наш проект

Учителя в России ждут изменений


Рубрика: Общество
13 августа 2016 16:56

Суть любой заработной платы – вознаграждение за труд, в зависимости от его качества и приложенных усилий. Но учительские зарплаты в России – один из самых загадочных вопросов. Сколько споров породила система оплаты труда учителей с момента ее внедрения, сосчитать эти случаи трудно. Главные спорные моменты этой системы не меняются, не смотря на бешенную критику со стороны учителей.

 


Комплектность класса. Этот критерий, наверное, самый неоднозначный во всей системе оплаты труда российских учителей. Это также самый влияющий на размер оплаты труда критерий. При том, что сами учителя его критикуют, отменять его никто, судя по всему, не собирается. Финансирование оплаты труда в зависимости от числа учащихся в корне противоречит принципу «Каждому по труду». Те, у кого в классах 10 человек, трудятся не меньше, чем те, кто ведет классы с 20 учениками. Как правило, от этого страдают сельские учителя, где наполняемость очень часто низкая. Когда образовательный процесс ставится в зависимость от баллов, он превращается в бизнес.

 


Нормативно-подушевое финансирование превращает учителей в охотников на учеников. Как следствие, учителя делают все, для увеличения своих доходов, пренебрегая качеством обучения. Они берут дополнительные ставки, чтобы довести уровень зарплат до приемлемого. Охота за зарплатами выражается в попытках раздуть количество учеников в классе до максимально возможного и пр.

 

 

Вторая изюминка существующей системы оплаты труда в том, что распределение нагрузки зависит от руководства школы, что ставит учителей в некую зависимость от директора. А размеры доплат за классное руководство, за руководство методобьединением и проверку тетрадей постоянно меняются независимо от объемов проделанной учителем работы. А если добавить ко всему этому целую тонну отчетов, которые учителя должны своевременно подавать в образовательные организации, и на которые тратится немало времени, то картина и вовсе вырисовывается не радужная.

 

 

Добавляют неопределенности и неоднозначные высказывания высших должностных лиц российского государства. Что же происходит в отношениях между государством и учителями, которые все чаще отмечают снижение реальных доходов на фоне роста цен. Очевидно, что чиновники, начиная от министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова и самого премьера Дмитрия Медведева, неплохо осведомлены о состоянии дел, что радует, поскольку указывает на их профессиональную информированность, но только вот заявления их не вселяют оптимизма.

 


Настораживает нестыковка между двумя разными по времени заявлениями министра образования и науки Дмитрия Ливанова. В сентябре 2015 года в беседе с Российской газетой чиновник заявил (цитата беседы с изданием «Российская газета, публикация 31.08.2015)

 


«Сегодня средняя зарплата учителей в России - 35 тысяч рублей»

 


А уж спустя год, в начале августа 2016-го, на недавнем педсовете в Курске Ливанов, отметив, что в сфере дошкольного образования средняя зарплата по России, по его словам составила 25,2 тысячи рублей, а в школах – более 32 тысяч рублей, добавил следующую загадочную фразу –

 

«За последние годы зарплаты педагогов значительно выросли, но мы понимаем, что в силу роста цен произошло их серьезное обесценивание»

 

То есть, говоря о том, что зарплаты учителей выросли, Ливанов, судя по всему, забыл, что некоторые учителя, особенно математики, имеют отдаленное представление о правиле, которое гласит, что переход от 35 тысяч рублей к 32 тысячам рублей называется несколько иначе, но никак не рост.

 

Более того, средняя зарплата, это очень тонкий вопрос. Хитрость в том, что разлет в доходах учителей местами очень сильно отличается. Разница между 60–80 тысячами на Дальнем Востоке и 15–19 тысячами на Кавказе даже на глаз воспринимается что то совершенно иное, вот и получается средние 35 тысяч по стране. Да и в самих школах учителя получают очень по-разному, в силу различных факторов, в том числе, умения тянуть повышенные нагрузки.

 

Но данное высказывание Ливанова о росте зарплат с 35 до 32 тысяч по какой-то причине не было замечено СМИ, в отличие от недавнего нашумевшего заявления Дмитрия Медведева, который, отвечая на вопросы по поводу низких зарплат учителей, высказал буквально следующее –

 

«Современный энергичный преподаватель способен не только получать ту зарплату, которая ему положена по должностному расписанию, но и как-то еще что-то заработать. Я когда был молодым преподавателем, работал на факультете, много лекций читал, семинаров вел, и в общем и целом как-то мне удавалось сводить концы с концами»

 

 

Какие меры готовятся в правительстве по отношению к учителям, пока толком не ясно. Неужто премьер ограничится одними советами учителям быть энергичнее, постараться подработать или уйти в бизнес? Или учителям, по-прежнему, придется драться за ставки, пересиживать на работе и брать на себя непомерные нагрузки, халтуря в плане качества, чтобы все успевать? Если же учитель попадается ответственный, и в силу своих профессиональных и человеческих качеств, просто не может делать работу как попало, то он рискует нанести вред своему здоровью, поскольку эффект сгорания на работе – это не красивая фраза и не миф.

 

 

В 2012 году, в своих «майских указах» президент пообещал учителям увеличение зарплаты. Было отмечено, что учителя будут получать в двойном размере от средней зарпплаты в регионе. Уже к 2018 году. Реально ли это. Учителя продолжают жаловаться на низкий уровень зарплат, и жалуются массово. 

  • © 2012 E-mail.ru Все авторские права защищены