Поддержите наш проект

Электрички в России в 2016-м


Рубрика: Транспорт
21 апреля 2016 15:29

Пригородное сообщение, которое серьезно лихорадило в конце 2014-го, начале 2015 года, не должно оказаться парализованным в 2016-м, поскольку произведены необходимые действия, чтобы подобной ситуации, когда регионы не хотели или не могли оплачивать РЖД разницу между реальной стоимостью перевозок и стоимостью билетов, не повторилась.

Электрички всегда были убыточными для РЖД, и транспортная компания не раз пыталась сбросить себя этот вопрос, но помогали государственные вливания. Установленные государством для населения цены на перевозки явно не соотносились с тем, что хотела получить РЖД, а власти регионов, в свою очередь, всячески старались избежать оплаты разницы за свой счет. Кризис разразился в 2015-м, когда от регионов перестала поступать оплата этой разницы, и РЖД заморозило или отменило многие пригородные сообщения, дабы не нести убытки. Дошло до народных протестов в отдельных городках. В конце концов, государство выделило 37 миллиардов именно на эти цели, и поезда вновь пошли.

В 2016 году ожидается, что электрички должны ходить, поскольку правительство пообещало продолжить поддерживать эту сферу бюджетными деньгами. Как заявлял начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Алексей Белянкин, пригородные пассажирские компании (ППК) при такой поддержке не несут убытков, и многие работают, что называется в нуль, что хорошо, поскольку ранее они были убыточными. Однако, есть некоторые моменты. Во-первых, количество пригородных поездов при всем этом пусть несущественно, но сокращено, а периодичность курсирования многих изменена. Второе – замечены случаи существенного удорожания билетов. Но пригородные поезда убыточны не только в России. В Индии и Китае ситуация примерно аналогичная. В развитых европейских странах также, без господдержки такой транспорт не функционирует.


Ситуация с повышением по стране и прогноз на 2016 год

Понятно, что ситуация с пригородным ж/д транспортом под контролем на самом верху, и допускать прошлогодних проблем никто не хочет, ибо электрички, так уж сложилось, порой единственное средство для множества городков и деревень добраться до центров. Сейчас с маршрутами все более менее стабильно, но остается вопрос цен. С начала года по всей стране прошла массовая индексация стоимости поездок. Где-то она оказалась минимальна, всего пару процентов, кое-где дошла до 17%. Разлет стоимости проезда иногда доходит почти до двух раз. Например, в Ростовской области проезд в зоне (10 километров) стоит 16 рублей, а в Ставропольском крае – все 25. К слову, в последнем с начала года подняли стоимость проезда за 1 километр сразу на 26,6% - до 3,05 рублей, но с 1 апреля его снизили на 17,4%, при этом, отметив, что поднятие на 26,6% было целиком экономически обоснованным. Власти регионов самостоятельно регулируют стоимость, и, как видим, с различной степенью успешности. В Астраханской области проезд подскочил сразу на 17%, с 17,67 до 20,69 руб., а в Архангельской еще с 15 ноября прошлого года повысился сразу на 20% - с 22 до 27 рублей. Большинству региональных комитетов по тарифам все же удалось удержаться в пределах 10-процентного повышения.

Не секрет, что когда что-то оптимизируется, первое, что приходит в голову – сокращение. Регионы находятся в той ситуации, при которой компенсировать тариф из бюджета очень сложно, а увеличивать тарифы до безубыточного уровня не разрешено Москвой (Федеральная антимонопольная служба постановила, что «рост тарифов на пригородные перевозки в 2016 году не должен превышать 10%), не исключено, что сокращение будет иметь место. Но прогноз на 2016 год в плане стоимости пригородных перевозок и их объема достаточно благоприятен. На фоне усилий правительства и выделения серьезных средств, и цены не должны существенно вырасти, серьезного сокращения количества электричек не стоит ждать.

Рост цен не пригородное ж/д сообщение будет неминуем, если не принять определенных мер. Избежать повышения поможет продление нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) для пригородных поездов и сейчас такое предложение рассматривается в Госдуме, хотя, законодатели признают, что это не лучший вариант, он вынужденный, и придется поискать какие-то другие варианты. Если этого не сделать, то с 2017 года стоимость подскочит аж на 20%. На данный момент, варианты выхода из этой ситуации находятся в разработке. Ранее звучали предложения компенсировать отсутствие ж/д маршрутов пуском автобусных рейсов, но широкой поддержки идея не встретила, было решено по старинке, поддерживать отрасль финансовыми вливаниями.

  • © 2012 E-mail.ru Все авторские права защищены